"Дайте детям возможность мыслить!"
Все мы прекрасно понимаем, как важно с раннего детства заложить основы нравственности в сознание и душу ребёнка. Но часто делаем это очень упрощённо, пытаясь давать представление лишь о нравственных заповедях, не разъясняя, откуда произошли эти правила и почему так важно их выполнять.
Ребёнку мало сообщить правила нравственного поведения, ему важно дать основы космического мировоззрения, понимания грандиозной картины бытия Космоса, места в ней человека, а также вытекающих из этого представления нравственных законах. Немецкий философ Иммануил Кант говорил о том, что «в мире есть только два чуда – звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас». Этим высказыванием он ярко подчеркнул связь бытия Вселенной с Законом, по которому живёт и развивается душа человека.
В Живой Этике сказано: «От самых ранних лет дети должны слышать о мирах Тонком и Огненном, должны понимать начало Иерархии и добра…» (Мир Огненный ч.2 §188).
«Считаю, можно направить детей от самых малых лет к познанию Высшего Мира. Не будет это насилием, ибо поможет детям легко припомнить то малое, что скоро забывается. Притом такое проявление проснётся в несравненно прекрасных формах». (Аум §166)
Дети в определённом возрасте проявляют большой интерес к вопросам Бытия. В первом семилетии этот интерес проявляется в 6-7 лет. Дети в это время часто задают вопросы о Космосе, о Боге, о жизни и смерти.
Вторая волна такого интереса приходится на 12-13 лет. В этом возрасте многие дети уже настоящие юные философы. Очень важно не упустить этот момент острого интереса к живой Философии Бытия и дать им мировоззрение, устремляющее их в будущее, к эволюции, к самосовершенствованию души.
Для понимания взрослыми мировоззрения ребёнка в этом возрасте, его интереса к фундаментальным проблемам жизни, многое даёт анализ вопросов, задаваемых детьми и их размышления, связанные с прикасанием к Основам Живой Этики. Автору этих строк в последние годы посчастливилось много встречаться и беседовать со школьниками 5-7 классов, а также получать письма от детей и отвечать на их многочисленные вопросы. Анализирую их, можно сделать вывод, что в этом возрасте дети хорошо усваивают смысл Закона Перевоплощения и Закона Кармы, и понимают значение соблюдения нравственных правил для своей будущей судьбы. Они пытаются уяснить проблему добра и зла, осмыслить понятие Бога, Иерархии, Высшего Мира. Именно в этом возрасте ещё не поздно направить ребёнка по пути Добра и Света. Уже через год-два сделать это будет значительно труднее, так как интересы и устремления после четырнадцати лет уже переориентируются на плотный мир и на решение текущих проблем их жизни.
Поэтому так важно не упустить это благоприятное время. Именно, как сказано в Учении: «Главное, нужно уберечь от узкого мировоззрения. Начиная от первых школьных лет, необходимо в доступной форме заложить основы широкого мышления…» (Надземное §774).
В этом параграфе содержится другая очень важная мысль, именно давать детям это нужно в доступной для них форме. Здесь взрослые нередко совершают ошибку, когда пытаются читать детям непосредственно параграфы из книг Живой Этики. Детское сознание не готово к восприятию такой формы изложения, как оно не готово к воздействию тех мощных энергий и ритмов, которые содержатся в этих текстах. Поэтому результат таких попыток чаще всего бывает неожиданным и далеко не тем, на который рассчитывали старшие, часто даже противоположным.
Заповедь «не навреди» должна быть непреложно соблюдена при работе с детьми. Поэтому тексты Учения, прежде чем достичь детского сознания, должны быть пропущены через разум, и, главное, сердце воспитателя и трансформированы в них в доступные для ребёнка энергии и формы. Это не такая простая задача, и те из родителей и воспитателей, кто берёт на себя её решение, должны подготовить себя к этой ответственной работе.
Н.П.Баныкин. газета "Знамя Мира" Новосибирск 1994 год.
|